Форум
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 149
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.16 12:52. Заголовок: Как снять испуг у ребенка




«Мы с супругом смотрели фильм. Наша дочка спала в своей кроватке в соседней комнате. Внезапно мы услышали её крик. Из комнаты, где она спала выбежал наш кот. Мы поняли, что он разбудил нашу девочку, и не просто разбудил, а напугал, так как борт кроватки был поднят, а значит, кот в неё запрыгнул. Я взяла дочь на руки, но она стала плакать ещё сильнее. Объятия не помогали. Утешения отца так же не возымели успеха. Игрушки не отвлекали ребёнка от плача. От мультиков она отворачивалась. И даже грудь, которая гарантированно снимала тревогу ребёнка, оказалась непринятой. Мы носили её по квартире, пытались напоить, пели песни, но ребёнок на каждую новую попытку успокоить реагировал воплем. Она продолжала рыдать и выкручиваться. Истерика длилась около 2х часов. Что делать, мы не знали.» Екатерина, мама Вики (10 мес)


Ситуация испуга у маленького ребёнка практически каждым родителям знакома. Спасительный рецепт успокоения оказывается до примитивного простым, и от этого может вызывать недоверие.
Но давайте, для начала, рассмотрим процессы протекающие в психике во время сильного волнения. Тогда станет понято, как можно помочь малышу своими силами, успокоить его при испуге. Специфика работы с маленькими детьми заключена в том, что они не могут сказать нам о том, что произошло. Особенно это касается детей до одного года. Единственный доступный им язык коммуникации – язык тела.
Плач и истерические конвульсии – это единственный способ сообщить родителям, что произошло нечто ужасающее. Нечто, угрожающее представлению о целостности и безопасности мира. Как правило, испуг у маленьких детей сопровождается ярко выраженным соматическим (телесным) проявлением. Своим телом ребёнок демонстрирует крайнюю степень возбуждения. Иногда протекание испуга вполне возможно перепутать с сильной нелокализованной болью в теле малыша.
Испуг у маленького ребёнка способен вызвать расстройство аппетита, сна и общего самочувствия. У тоддлеров (ребёнок в возрасте от года до трёх лет) сильный испуг способен привести к необъяснимой плаксивости, заиканиям и другим нарушениям речи (алалия, мутизм, дизартрия, дислалия) в только зарождающемся умении говорить. Такой комплекс симптомов является признаком нарушения психической деятельности, и для её налаживания, скорее всего, нужно будет обратиться к специалисту по детской психике.

Испуг — защитная реакция.

Для начала давайте разберёмся, чем отличаются такие понятия как испуг, страх, боязнь.
В их отношении к опасности их легко разграничить:
— Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, если она даже и неизвестна;
— Боязнь предполагает определенный объект, которого боятся;
— Испуг имеет в виду состояние, возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней не подготовлен, он подчеркивает момент неожиданности. В страхе есть что-то, что защищает от испуга и, следовательно, защищает и от невроза, вызываемого им.
Получается, что детские страхи защищают психику. Обычно состояние тревоги чаще всего является страхом. И один из способов ослабить интенсивность переживание – это перевести страх в боязнь. То есть обозначить, дать символизацию чувству и определить объект. Так как боязнью чего-то конкретного проще управлять, чем страхом чего-то неизвестного. Некоторые боязни защищают так же и тело. Если ребёнок не будет бояться, например, электрического тока в розетках, это может приводить к весьма болезненным и грустным последствиям для него и семьи. Потому внушение родителями боязни к естественным опасностям является педагогической нормой. Испугу будет посвящены другие части статьи.

Как происходит испуг на уровне психики.


Для этого нужно познакомиться с тем, как функционирует психическая энергия у людей. В теле человека существует, так называемый “внешний слой” (защиты от раздражений), который благодаря постепенному понижению чувствительности предохраняет все более глубокие слои от травм. Одним из видов такой защиты является умеренная толерантность к обыденным раздражителям, таким как общий фон (звуков, касаний, света...), до тех пор, пока раздражение не станет столь интенсивным, что способно проломить эту защиту, тогда такое возбуждение становится травматическим. Человеческий организм оказывается неспособным удержать чрезмерные возбуждения в психическом аппарате. И здесь возникает задача преодолеть это раздражение путём психического связывания избыточного раздражения, что бы затем их нейтрализовать. Основная задача превратить эту возмущённую энергию в потенциальную, то есть «связать» её психически. Чем выше ресурс энергии, тем выше будет её связывающая сила; и наоборот, чем ниже этот потенциал, тем меньше эта система будет в состоянии воспринимать, усваивать энергию, тем сокрушительнее могут быть последствия такого прорыва “защиты от раздражения” Дети в момент испуга не обладают таким развитым потенциалом психической энергии, но таким ресурсом обладают взрослые. Возбуждённая несвязанная психическая энергия отводится ребёнком через тело – возникает истерическая реакция на испуг. У взрослых людей это называется состоянием аффекта, когда потенциал энергии практически исчерпывается. Условием возникновения испуга является отсутствие подготовленности, которой является страх. Так как в состоянии страха в теле создаётся защитный переизбыток энергии, которая аккумулируется в органе восприятия, где ожидается сильное раздражение. Таким образом испуг должен преобразоваться в конечном итоге в страх или даже боязнь. В тот вид страха, который несёт защитную функцию, и формирует безопасное поведение.

Почему дети из-за испуга плохо спят.


Сон и сновидения являются самым надёжным путём исследования глубинных психических процессов человека. Больные травматическим неврозом, перенесшие ситуацию катастрофы или другой, сильно впечатляющий, момент в жизни, во время сновидения возвращаются в травматическую ситуацию и пробуждаются с новым испугом. В состоянии сна психика занята переработкой травматических событий (если мы говорим о тревожном сне в результате испуга) и повторение сильного переживания должно способствовать выработке “нормальной” боязни. И без помощи детского психоаналитика этот процесс может затянутся на неопределённое время.

Последствия испуга.


Процессы сильного возмущения психической энергии оставляют так называемые “мнестические следы” – это следы воспоминаний, которые не имеют ничего общего с сознанием. Они могут оставаться продолжительными и стойкими, если вызвавший их процесс никогда не доходил до сознания. Проще говоря – это те сильнейшие переживания в жизни человека, которые впечатываются на “подкорку” бессознательного, что часто называется “травмировать психику”. В приведённом случае, теоретически у Вики могли бы появиться фобия котов, темноты, сна в кроватке или боязнь оставаться одной или множество других неблагоприятных последствий. Момент внезапного испуга является главным этиологическим условием травматического невроза. Такой невроз может развиться как у взрослых, так и у очень маленьких детей, для лечения которого можно обратиться к психоаналитику.

Как снять испуг у малыша в случае самопомощи.


Что именно может связывать и переводить психическую энергию из возмущённого в состояние потенциала – это контакт ребёнка с ресурсным «Я» родителя. Этот контакт может происходить в 2х формах – телесной и ментальной. Так как в случае Вики телесный контакт не снимал тревогу, её маме было необходимо прибегнуть к ментальному взаимодействию. Речь должна быть направлена на описание событий из-за которых ребёнок оказался напуганным. Слова дают смысл (психическое связывание) тому, что произошло с малышом. Метафорически во время истерики от испуга ребёнок языком тела (так как говорить он ещё не научился) спрашивает родителей: “Что случилось? Что произошло? Я не понимаю, что меня так напугало? Как это произошло? Что это был за удар? Что это за ощущения?…” Ребёнок требует вербального описания, которое он прекрасно понимает, не смотря на то, что сам пока говорить не научился.

Снятие испуга на примере.


Что конкретно рассказала Екатерина своей дочери. Вика получила описательный вербально-жестовый ответ с визуальным указанием на все важные детали. Катя принесла Вику в комнату, где это случилось, а её супруг принёс кота – виновника инцидента, всё описание сопровождалось указаниями рукой: “Ты спала в этой комнате, в этой кроватке. В комнату зашёл вот этот кот, он прыгнул в твою кроватку, вот сюда, прямо на тебя. Ты почувствовала удар от его прыжка. Он неожиданно разбудил тебя. Ты очень сильно испугалась. Кот напугал тебя и убежал.” В случае Вики, описательный процесс снял сильное возбуждение, и успокоил девочку в течении 5 минут. Прошедшие в истерике часы (время достаточное для образования мнестических следов), обернулись для ребёнка серией тревожных ночных пробуждений, которые через 2 месяца прекратились, так как во сне, скорее всего, происходила переработка остаточных явлений испуга, что является нормой.Таким образом, события приведшие к испугу (как и любые другие события) символизируются в соответствии с двумя большими измерениями: временем и пространством. Основная задача родителей в таких ситуациях — символизировать обстоятельства испуга. Дать наименование месту, времени, изменениям и чувствам ребёнка. Чем больше деталей происшествия будет описано словами, тем интенсивнее будет выгружаться избыток возмущённой психической энергии ребёнка, тем быстрее малыш успокоится и вернётся в нормальный для него ритм жизни. Человеческая речь – это дар, способный исцелять.


Автор материала: Валентина Михайловна Дударева.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]





Сообщение: 172
Зарегистрирован: 26.07.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.16 12:51. Заголовок: Следует к словам авт..


Следует к словам автора добавить вот еще что. Собственный пример того, как родители умеют совладать с тревогами, прочими проблемными обстоятельствами из их взрослой жизни - еще один хороший психологический эликсир для детей в случае их испуга.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 151
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.16 16:21. Заголовок: Здравствуйте, Андрей..


Здравствуйте, Андрей Николаевич! Скажите, может ли психолог работать с давним испугом, причина которого неизвестна и невозможно проговорить, описать ситуацию?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 173
Зарегистрирован: 26.07.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.16 12:30. Заголовок: Может. Давний и неиз..


Может. Давний и неизвестны причины - значит причины и механизмы симптома просто не осознаются. С детьми при возможности словесного контакта с ними возможна работа по выявлению причин и механизмов возникновения и самоподдержания того или иного симптома. Есть иные методики психокоррекционной помощи в случае испуга. Например, методика систематической десентизации, которая представляет из себя комплекс мероприятий, направленных на постепенное все более увеличивающееся пребывание индивида в пугающей ситуации с целью постепенной все большей и большей адаптации к ней.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 15.05.16
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.16 20:17. Заголовок: Добрый вечер, Андрей..


Добрый вечер, Андрей Николаевич! У моего сына (9 лет),не так давно появился страх. Страх клоуна, который за ним следит. Из-за этого страха он не стал оставаться один дома, стал бояться темноты, засыпает только со светом. Попросила описать клоуна. Оказалась, что это не простой добрый веселый клоун, это какой-то страшный со злобным оскалом. А"появился" такой клоун, когда сын начал увлекаться компьютерной игрой "Мишка Фредди". Сравнивая этих двух героев, нашла общее их внешнее сходство. На мои просьбы оставить эту игру, сын заверяет, что она ему очень нравится, рисует этого несимпатичного героя, увлеченно рассказывает об игре. Как быть? Понимаю ведь откуда ноги растут страха сына, но как с ним справится, как убедить ребенка, что это игра провоцирует его страх? Боюсь, что она зомбировала не только моего сына, почти весь их класс играет и очень активно общается на тему этой компьютерной игры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 174
Зарегистрирован: 26.07.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.16 15:00. Заголовок: Действительно, данны..


Действительно, данный мультик и выпущенная по его мотивам игра способны влиять двояко, то есть по сути - зомбировать детей, вовлекать их в зависимость от пребывания в этой игре, от просмотра мультика. Почему? Потому что в героях и в их действиях есть черты не только чего то пугающего, но и нечто в этом всем вызывает интерес... Динамично меняющийся сюжет, яркость образов, стремление достичь результата, преодолевая различные затруднения и эмоции... Вместе с тем: неожиданно возникающие на экране монитора совершенно инфернально искаженные образы тех же героев - это создает мощное негативное впечатление у неокрепших психически деток. В-целом это все можно отнести к разряду информационного оружия.
Конечно специалист лучше, чем кто бы то ни был поможет вашему ребенку избавиться от уже сформировавшегося патологического страха. Однако, попробуйте вашему чаду помочь так: просмотрите сначала Вы все это, затем дайте всему этому спокойную взрослую рациональную оценку, поделитесь этим суждением с ребенком, затем попробуйте просмотреть сюжет вместе с ребенком, спокойно комментируя все происходящее, пусть ребеноук постепенно заразится, перенимет от вас конструктивную альтернативную реакцию... Попробуйте!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 15.05.16
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.16 10:22. Заголовок: Да, обязательно попр..


Да, обязательно попробую. Большое спасибо!
А можно ли ребенку разрешать рисовать этого героя, лепить фигурку мишки из пластилина?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 176
Зарегистрирован: 26.07.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.16 02:02. Заголовок: Да, конечно, все, чт..


Да, конечно, все, что Вы называете - делать можно и должно. Сопровождайте такое творчество ребенка спокойными комментариями и заряжайте таким образом эмоции ребенка позитивом и бесстрашием к этим мультяшным уродцам!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет